Обратимся к специфически китайскому календарному понятию – двадцати четырём сезонам (
эршисы ци). Эта структура, в отличие от, так сказать, “общечеловеческих“ календарных единиц (т.е. тех, которые присутствуют почти во всех календарях мира), насколько нам известно, не имеет аналогов в устройстве календарей других народов мира. Деление годового круга на 24 части достаточно древнее и зафиксировано ещё в доханьских текстах, таких как
Ли цзи (глава “Помесячные указы“,
Юэ лин) и
Люй ши чуньцю.
В качестве естественно-природного основания обсуждаемой календарной единицы (т.е. одного из 24 сезонов, 节气
цзеци) обычно даётся её представление в виде суммарного числа дней трёх пятидневок (候
хоу). Такое представление позволяет понять
цзеци просто как половину месяца, и тогда оказывается, что количество сезонов – это всего лишь удвоенное число месяцев в году.
Впрочем, существует и другой способ фундирования концепции 24 сезонов астрономической реальностью: на эклиптике (состоящей из 360 градусов) фиксируется начальная точка (нулевой градус, соответствующий Весеннему Равноденствию). Пятнадцать градусов (возможно соответствующие дуге, проходимой небосводом в его суточном вращении за 1 час) объявляются одним
цзеци. Поскольку каждое из четырёх времён года состоит из шести
цзеци, то общее число
цзеци, т.е. сезонов, в году будет равно двадцати четырём.
Принято считать, что теоретическое осмысление концепции 24 сезонов с помощью идей и конструкций
И цзина началось со знаменитого ицзиниста эпохи Западная Хань
Мэн Си. Имеется в виду учение последнего о
гуа ци. Иероглиф 卦
гуа здесь указывает на 64 гексаграммы, а знак 气
ци – на такие циклические естественно-природные изменения, как смена времён года, периодичность лунных месяцев, последовательность 24 сезонов традиционного китайского календаря и т.п. Иначе говоря, речь идёт о динамике изменения
ци (её росте, убывании и т.д.). Таким образом, в учении о
ци гексаграмм осуществляется увязывание ицзиновской символики с календарём, т.е. имеет место своеобразное
моделирование важнейших циклических природных процессов с помощью символов “Книги перемен“ (переходов от одной гексаграммы к другой, последовательности черт в пределах одной гексаграммы и т.п.).
Что здесь имеется в виду под моделированием? Начнём с простейшего природного цикла – 4 времени года. Они изображаются с помощью четырёх правильных гексаграмм (四正卦
сы чжэнгуа), т.е.
Кань,
Ли,
Чжэнь,
Дуй. Истоки этой концепции просматриваются уже в
Шогуа чжуань (Комментарий, объясняющий триграммы) – одном из “десяти крыльев“ “Книги перемен“ [4, с. 121–122; 2, с. 162; 9, с. 197–198]. Из
Шогуа чжуань видно, что восемь триграмм ассоциируются с временами года и основными направлениями горизонта, причём четыре из них, правильные (
чжэн), отвечают четырём временам года и четырём основным направлениям горизонта (Север, Юг, Восток, Запад), в то время, как четыре оставшихся получили название “угловые“ (隅,
юй) (см. [3, с. 107]).
Число 24 получается у Мэн Си в результате умножения четырёх времён года на шесть гексаграммных позиций, что даёт общее число черт в тех четырёх гексаграммах, с помощью которых моделируются 4 времени года. При этом каждая начальная черта правильных гексаграмм соответствует либо одному из равноденствий, либо одному из солнцестояний (начальная черта гексаграммы
Кань соответствует Зимнему солнцестоянию; начальная черта гексаграммы
Чжэнь – Весеннему равноденствию; начальная черта гексаграммы
Ли – Летнему солнцестоянию; начальная черта гексаграммы
Дуй – Осеннему равноденствию).
Есть основания предполагать, что описанный выше способ получения числа 24 применительно к сезонам не является изобретением Мэн Си. Об этом пишет в своей статье “Ицзиновские образы и календарные числа“ А.А. Крушинский. Ссылаясь на исследования современных китайских учёных, он высказывает мысль о том, что, возможно, указание на данный способ присутствует уже в одном из старейших комментаторских частей
И цзина (“времена [года], осёдлывающие шесть драконов для управления небом“, 时乘六龙以御天
ши чэн лю лун и юй тянь[1]).
Существует любопытная ицзиновская конструкция, восходящая по крайней мере к ханьскому времени, которая называется “24 позициями (方位
фанвэй)“. Она по-видимому представляет собой иной способ ицзиновского моделирования двадцати четырёх сезонов.
Литература 1.
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая “Книга Перемен“. Санкт-Петербург, 1992.
2.
Лю Дацзюнь, Линь Чжунцзюнь. Чжоу и гу цзин байхуа цзе (Древний текст “Чжоу и“ и его переложение на современный язык). Цзинань, 1989.
3.
Гао Хуайминь. Лян Хань исюэ ши (История ицзинистики [в период] обеих Хань). Тайбэй, 1983.
4.
Лю Юйцзянь. Лян Хань сяншу исюэ яньцзю (Исследование образно-числовой ицзинистики [периода] обеих Хань), Т. 1. Наньнин, 1996.
5.
Хуэй Дун. Чжоу и шу (Изложение [учения] “Чжоу и“). Тяньцзинь, 1989.
6. Чжоу и цыдянь. Люй Шаоган чжубянь (Словарь по “Чжоу и“. Под ред.
Люй Шаогана). Чанчунь, 1992.
7.
Ли Даопин. Чжоу и цзицзе цзуаньшу (Свод [толкований из] “Собрания разъяснений
Чжоу и“). Т. 1. – Госюэ цзияо. Сб. 1. Вып. 3. Тайбэй, 1967.
8. Китайская философия. Энциклопедический словарь. Москва, 1994.
9.
Лукьянов А.Е. Дао “Книги Перемен“. Москва, 1993.
10.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. Москва, 1982.
11.
Воробьёв А.Н. Традиционный китайский календарь. Москва, 2000.
12.
Агеев Н.Ю. К проблеме возникновения календарных истолкований И цзина. – XXXII научная конференция “Общество и государство в Китае“. М., 2002.
Опубл.: IX Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М.: ИДВ РАН, 2003.
- ↑ Крушинский А.А. Ицзиновские образы и календарные числа. – В настоящее время статья находится в печати.